Сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг осуществляется Органом по сертификации «НИИ проблем безопасности спортивных сооружений» на соответствие требований национальных стандартов, а также документов принятых в Системе добровольной сертификации «РОССПОРТСЕРТИФИКАТ.Безопасность.Качество.Доступность.», зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте).
Сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг наиболее востребованы фитнес-центрами, боулинг клубами, бассейнами, а также организациями предлагающие программы танцев, аэробики, йоги и т.д.
Сертификаты могут оформляться как на организацию предоставляющую ту или иную услугу, так и конкретному исполнителю услуг (тренеру, инструктору) .
Спортивные услугам подлежащие сертификации:
- проведение занятий по физической культуре и спорту;
- проведение спортивно-зрелищных мероприятий;
- организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;
- предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;
- информационно-консультативные и образовательные услуги;
- прочие спортивные услуги.
Проведение занятий по физической культуре и спорту предусматривает:
- занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры;
- разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий;
- организацию соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта;
- восстановительные мероприятия и методические консультации;
- реализацию различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения.
Проведение спортивно-зрелищных мероприятий включает в себя:
- спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм;
- спортивные праздники;
- спортивно-зрелищные вечера и концерты;
- встречи с выдающимися спортсменами;
- показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений.
Организация и проведение учебно-тренировочного процесса предусматривает:
- обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и связанных с этим знаний в избранной спортивной дисциплине;
- педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка;
- педагогическое воздействие, направленное на компенсацию у потребителя услуг недостающих компонентов тактической, технической, физической и др. видов готовности к потреблению услуги;
- организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя услуг;
- консультативную помощь по различным направлениям построения и содержания учебно-тренировочного процесса.
Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов) населению включает в себя:
- использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований;
- использование объектов для оздоровительного отдыха;
- пользование спортивным оборудованием (тренажерами, снарядами, инвентарем);
- обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом и создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха, проведения досуга;
- создание повышенного уровня комфортности в сочетании с организацией досуга.
Информационно-консультативные и образовательные услуги предусматривают:
- информацию общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и др.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно-нормативной базе сертификации в отрасли;
- консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с предстоящим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушение здоровья и получение травмы;
- консультации специалистов в области питания (врача, диетсестры) по вопросам рационального режима питания и приема пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги;
- консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, а также тестирования спортсменов;
- подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил по их эффективному использованию;
- профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта.
Прочие спортивные услуги предусматривают:
- организацию ремонта и подготовки (подгонки) спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- организацию ремонта одежды и обуви;
- прокат спортивного инвентаря;
- обеспечение стоянки транспортных средств потребителей услуг;
- прием на хранение вещей потребителей услуг;
- вызов такси по заказу потребителей;
- другие виды услуг.
Нормативным документами, на соответствие которым осуществляется сертификация ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНЫХ УСЛУГ являются национальные стандарты
ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования.
ГОСТ Р 52025-2003.. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей»
ОБРАЗЦЫ СЕРТИФИКАТОВ ОФОРМЛЯЕМЫЕ ОРГАНОМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ НИИ ПБСС В СДС «РОССПОРТСЕРТИФИКАТ, БЕЗОПАСНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ДОСТУПНОСТЬ» в ЗАВИСМОСТИ ОТ СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ.
№ схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 | Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 | Анализ состояния производства | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль состояния производства |
4 | Оценка организации (предприятия) | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль соответствия установленным требованиям |
5 | Оценка системы качества | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль систем качества |
По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуги и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг качество и безопасность которых, обусловлены мастерством исполнителя.
По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
- полноту документации, устанавливающей требования к процессу;
- оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
- безопасность и стабильность процесса;
- профессиональную компетентность, исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют доля работ и услуг качество и безопасность, которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг.
По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов и других документов.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг. При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
Сертификация услуг включает:
- подачу заявителем заявки на сертификацию;
- рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;
- принятие решения по заявке;
- оценка соответствия (анализ состояния производства и процессов оказания услуг; оценка мастерства исполнителя работ и услуг; оценка процесса выполнения работ, оказания услуг; анализ состояния производства; оценка организации (предприятия), проверка (испытание) результатов услуг;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- выдача сертификата соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.
При сертификации услуг могут быть использованы другие документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям:
- результаты экспертных оценок;
- договоры исполнителя услуг с потребителем и поставщиками продукции;
- акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг и общественных объединений потребителей.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).
Для проведения сертификации услуг заявитель направляет заявку в орган по сертификации.
Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью, определения возможности проведения сертификации услуг.
Орган по сертификации при рассмотрении заявки: определяет нормативные документы, на соответствие которым проводится.
Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 15 календарных дней после ее получения.
По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке и направляет его в соответствующее структурное подразделение Получателя.
При положительном решении заявителю направляется решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации услуг. Работы по рассмотрению заявки включаются в договор.
Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументировано в письменной форме сообщает о невозможности проведения сертификации услуги.
Причиной отказа в рассмотрении заявки может являться отсутствие необходимых документов и разрешений для оказания организацией-заявителем конкретных услуг, а также иные причины.
После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации услуг.
Анализ состояния процесса оказания услуг выполняется комиссией, в состав которой включается эксперт по сертификации услуг и специалисты-консультанты (при необходимости).
На основании акта проверки и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.
При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказ в выдаче сертификата соответствия.
Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата сертификационных проверок, а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации.
При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг.
Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата оформляет сертификат соответствия, осуществляет его регистрацию в Реестре Системы и выдает заявителю.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации, стабильности процесса оказания услуги, сроков действия нормативных документов, предложений, но более чем на 3 года.
Заявитель (исполнитель услуги), получивший сертификат в Системе, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, кассовые чеки, заключаемые договоры Знаком соответствия Системы.